Библиотека Статьи Общие Проблемы подготовки кадров в птицеводстве
E-mail Печать PDF

Птахiвництво: Мiжвiд. темат. наук. зб.: Матерiали IV Мiжнародноi науково-практич. конф. по птахiвництву (22-25 вересня, 2008 р., м. Судак). – Ч. 2. / IП УААН. – Харькiв, 2008. – Вип. 62. – С. 201–204.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПТИЦЕВОДСТВЕ

     Дымков А.Б., Мальцев А.Б., Борисенко С.В., Омский государственный аграрный университет

Повышающийся уровень аграрного производства все более вырисовывает такую животрепещущую проблему, как подготовка кадров и их соответствие поставленным задачам. Сегодня задача состоит не в том, чтобы знать свою специальность, а уметь действовать, размышлять и претворять знания в жизнь.

Как и в любом другом деле, движущей силой производства являются кадры. Никакие сверхсовременные технологии, сорта растений, породы животных не способны сколько-нибудь улучшить положение дел, пока село не будет обеспечено достойными кадрами.

Агропромышленный сектор экономики - это не только производство, обеспечивающее страну продуктами питания, но и отрасль, определяющая уклад жизни почти трети населения России. Сегодня в сельском хозяйстве работают 7,5 млн. человек - это 11 % трудовых ресурсов страны. Только 13% профессионалов-аграриев - это люди до 30 лет.

Система высшего агарного образования РФ в настоящее время включает 22 университета, 36 академий, 1 институт. В них обучаются 437 тыс. студентов, 8,6 тыс. аспирантов и докторантов. Ежегодный прием составляет свыше 97 тыс. человек, в том числе 45,9 за счет федерального бюджета, выпуск - более 78 тыс. человек.

Сегодня вопрос о кадрах на селе сверхсложный. Говоря откровенно, агропромышленное производство не всегда получает того, в ком оно нуждается и на кого рассчитывало. Мало приходит таких специалистов, кто сразу был бы готов выполнять работу в полном объеме, а те времена, когда с выпускниками вузов "нянчились", безвозвратно прошли [1, 2, 3, 4, 5].

В идеале администрация сектора АПК края, области, района, руководители сельхозпредприятий должны выступать в роли заказчика. Вуз должен готовить такого специалиста, который бы сразу смог возглавить участок на производстве. Но для этого в учебной программе должно быть теории - одна треть и две трети — практики.

Одним из этапов такой подготовки является сотрудничество кадровых и научно-исследовательских институтов, которое в последнее время все больше набирает обороты. Схема такого сотрудничества следующая: кадровые институты обеспечивают теоретическую часть учебного процесса, а научно-исследовательские институты через свои лаборатории и экспериментальные хозяйства дают возможность студентам овладеть практическими знаниями своей будущей профессии. Примером такого сотрудничества является деятельность Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ) и Сибирского научно-исследовательского института птицеводства РАСХН (СибНИИП).

На территории Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока расположен единственный селекционно-генетический центр – Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства, который занимается племенной работой на протяжении 40 лет. С 2002 года Сибирский НИИ птицеводства входит в Омский аграрный университетский комплекс.

Основными направлениями деятельности Сибирского НИИ птицеводства являются: выведение новых и совершенствование имеющихся линий птицы, создание высокопродуктивных кроссов, приспособленных к местным климатическим условиями и кормовым ресурсам; обеспечение племенной продукцией птицеводческих хозяйств региона, их ветеринарно-санитарного и эпизоотического благополучия; разработка рецептур полнорационных комбикормов, белково-витаминных добавок и премиксов, освоение новых, нетрадиционных кормовых средств; совершенствование технологии производства продукции птицеводства; пропаганда и организация внедрения в практику новых разработок, а также достижений науки и передового опыта; подготовка специалистов для птицеводческих хозяйств путем обучение студентов зооинженерного и ветеринарного факультетов ИВМ ОмГАУ; стажировка специалистов хозяйств Сибири, Дальнего Востока и Республики Казахстан.

При институте имеется уникальная специализированная научно-техническая библиотека, насчитывающая в своем фонде более 11000 научных книг и журналов по профилю работы института. Институт располагает необходимыми кадрами для ведения научной работы.

Сотрудничество ОмГАУ и СибНИИП возникло не на пустом месте. Контингент института, насчитывающий 55 сотрудников, в их числе 2 доктора и 17 кандидатов наук, в основном представлен выпускниками ОмГАУ разных лет.

С 1995 года Сибирский НИИ птицеводства предоставляет возможность для проведения научных исследований аспирантам и для прохождения учебной и производственной практики студентам ОмГАУ. В 2004 году на базе Сибирского НИИ птицеводства и зооинженерного факультета ИВМ ОмГАУ создана кафедра птицеводства, единственная в вузах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сотрудники СибНИИП совмещают научную работу с преподавательской деятельностью и руководством практикой студентов, являясь руководителями кандидатских и дипломных работ. В хозяйствах Омской области работает ряд специалистов, подготовленных с участием Сибирского НИИ птицеводства. Постоянно в институте проходят стажировку преподаватели ОмГАУ.

Студенты первого и второго курсов проходят учебную практику в качестве лаборантов отделов института, приобретая первые практические навыки работы в птицеводстве. Студенты третьего курса производственную практику проходят как дублеры специалистов среднего звена - младших научных сотрудников, бригадиров, селекционеров, специалистов по кормлению птицы, ветврачей. В этот период особенно важна индивидуальная работа со студентами, так как именно здесь определяется специализация будущего птицевода. Производственная практика студентов четвертого курса проводится уже с учетом подготовки будущего специалиста по конкретной специальности. Поэтому здесь наряду с общими практическими знаниями в области птицеводства упор делается на определенную специализацию.

Не секрет, что прекращение деятельности учебных опытных хозяйств поставило большие проблемы перед руководством университета по прохождению студентами преддипломной практики. Нелегкой задачей является ежегодно обеспечить выполнение 50-60 дипломных проектов по профилю зооинженерного факультета.

В то же время на материалах научных исследований Сибирского НИИ птицеводства каждый год защищается 10-15 дипломных проектов. Перед началом практики за каждым студентом закрепляется индивидуальное задание. Студенты, непосредственно принимая участие в научно-исследовательской работе института, получают материал для дипломного проекта.

Такая работа со студентами делает возможным вести своевременную селекцию научных кадров. В 2007 году пять выпускников ИВМ ОмГАУ стали научными сотрудниками Сибирского НИИ птицеводства. Кроме того, в помещении СибНИИП располагается представительство Омского областного птицеводческого союза, объединяющего промышленные птицехозяйства Омской области. Участие сотрудников кафедры птицеводства в заседаниях советов директоров и советов специалистов птицефабрик позволяет поддерживать оперативную двустороннюю связь - кадровый институт-промышленные хозяйства - для подготовки кадров по востребованным специальностям и трудоустройства выпускников ОмГАУ.

Еще одним важным аспектом деятельности кафедры птицеводства является работа с аспирантами и соискателями. За годы сотрудничестве университета и института на материалах исследований, проведенных в СибНИИП, подготовлено и защищено 11 кандидатских диссертаций и свыше 130 дипломных работ.

Анализ совместной деятельности ОмГАУ и СибНИИП в рамках кафедры птицеводства дает возможность положительно оценить такое направление подготовки кадров в схеме Омского аграрного университетского комплекса для выполнения поставленных задач Приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Список литературы 

  1. Бледных В.В. Кадровые проблемы села. Куда идти / Бледных В.В. // Птица и птицепродукты. - 2007. - № 5. - С. 15-17.

  2. Егоров И.А. Повышение квалификации специалистов отрасли / Егоров И.А., Красноярцев Г.В. // Птица и птицепродукты.- 2007. – №5. – С. 13-15.

  3. Келкебек К.У. Кооперация штатов в деле распространения знаний / Келкебек К. У. // Птица и птицепродукты. – 2007. – № 5. – 19-20.

  4. Малиновский А.С. Подготовка резерва руководящих кадров аграрных предприятий в учебном заведении / Малиновский А. ( Птица и птицепродукты.- 2007.- № 5.- С. 18-19.

  5. Маламуд Д.Б. Кадры для АПК. Проблемы. Мнения. Предложения. Обзор темы. / Маламуд Д.Б., Сазонова Н.В. // Птица и птицепродукты.- 2007. - № 5. - С. 21-24.